Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Аронштам Анжела Михайловна - воспитатель, образование - среднее профессиональное (Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н. А.Некрасова Санкт - Петербурга) , специальность - дошкольное образование, квалификация - воспитатель детей дошкольного возраста.

 

Шпаргалка для родителей по развитию речи
"Воспитание правильной чистой речи" 

    Воспитание правильной чистой речи у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Статистика показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители.
    Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребёнку специальной помощи, и от её своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребёнка к обучению в школе.
    Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут его преодолеть. Согласовывайте с учителем-логопедом и педагогами группы всю работу по воспитанию правильной речи.
  • Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно.
  • Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось.
  • Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.
  • Необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 – 4 раза в день по 3 - 5 минут, 2 – 3 упражнения за раз. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз, статические упражнения выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
    Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, спина должна быть прямой, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении.
  • Используйте упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.
  • Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
  • Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
  • Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий.
  • Не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям.
  • Не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его.
  • Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить.
  • Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день;
  • Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения;
  • Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.
  • Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Не перебивайте его, поправляя произношение и порядок слов.
  • Никогда не сравнивайте детей, каждый из них развивается индивидуально.

    Помните, что:

  • сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
  • по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

    Исправление звуков проводится поэтапно:

  • 1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
  • 2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
  • 3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
  • 4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

 Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.