Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

 Ян Амос Коменский

 

 

"В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка»

И. Г. Песталоцци. 

Мини-музей как инновационная технология познавательного развития дошкольников

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
  • Формирование у дошкольников представления о музее.
  • Расширение кругозора дошкольников.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  • Развитие творческого и логического мышления, воображения.
  • Формирование активной жизненной позиции.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально.

«Мини музей» - это не просто выставка экспонатов, но и действующее звено  образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.

Формы работы в мини-музее:

  • беседы с детьми, рассказы;
  • самостоятельное рассматривание экспонатов;
  • экскурсии для детей;
  • дидактические игры;
  • загадки; викторины;
  • просмотр презентаций и познавательных мультфильмов.

Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, а затем самостоятельно выступают в роли экскурсовода для своих одногруппников и детей других групп.

Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить». Если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, то интерес к нему ослабевает, предмет становится частью окружающего фона, а сама экспозиция не решит поставленных задач.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители воспитанников - первые и главные помощники: охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении предметно-пространственной среды. Совместно с детьми они участвуют в изготовлении и сборе музейных экспонатов, тем самым вызывая интерес к начатому делу.